Влияние гаджетов на нашу жизнь. Исследовательская работа "влияние гаджетов на здоровье человека" Влияние гаджетов на ребенка темы

  • Дата: 11.03.2024

Современное общество сегодня невозможно представить без гаджетов - смартфонов, планшетов, умных часов и т.д. Несомненно, они облегчают нам жизнь и вносят в нее разнообразие, однако мы до сих пор не имеем четкого представления, какое воздействие на нас оказывают эти устройства.


По данным Всемирной организации здравоохранения, более полутора миллиардов людей во всем мире пользуются смартфонами и другими девайсами каждый день, а среднестатистический пользователь проверяет свой смартфон не менее 150 раз в день. Массовое увлечение электронными устройствами началось сравнительно недавно - в последние 10 - 15 лет, поэтому однозначный ответ о влиянии на здоровье человека пока не получен. Действительно, эта тема на сегодняшний день является одной из самых популярных среди ученых всего мира. По их мнению, воздействие гаджетов на человека весьма разнообразно и носит комбинированный характер - это и влияние электромагнитного излучения, и чрезмерная нагрузка на зрительный анализатор из–за размера экрана и других параметров устройств. А еще - испорченная осанка, психологические проблемы и, наконец, экологическая безопасность материала, из которого был сделан гаджет. Как показали результаты недавних исследований, не менее 70% людей на самом деле при активном использовании своих гаджетов страдали от постоянных болей в плечах, суставах кистей рук, области шеи и спины. Объяснить это с точки зрения анатомии достаточно легко - вы долго сидите в полусогнутом положении, в то время как давление на ваши межпозвонковые диски в два раза выше, чем в обычном положении. Печальные статистические данные указывают на существенное (до 60%) увеличение количества молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет с теми или иными проблемами позвоночника. Если в последнее время вы страдаете от повышенной утомляемости и «беспричинной» головной боли, возможно, причина кроется именно в этом - склоненная в экран телефона или компьютера голова мешает нормальному кровоснабжению головного мозга. Еще одним спутником активных пользователей электронных экранов является низкая двигательная активность, а это прямой путь к ожирению и, разумеется, болезням сердца и сосудов. Кроме того, электромагнитное излучение вашего гаджета может приводить к снижению концентрации гемоглобина в эритроцитах - главного «перевозчика» кислорода, что проявляется тахикардией, шумами сердца и другими расстройствами. Как удалось выяснить ученым, электромагнитное излучение смартфона ухудшает качество спермы, замедляя подвижность сперматозоидов на 8% (а это уже немало!). Но, к счастью, подобное негативное влияние носит временный характер - если только вы не носите телефон в кармане брюк постоянно.

Не меньшую тревогу у специалистов вызывает целый букет психологических гаджет–зависимых состояний, которые уже по праву можно считать не только медицинской, но и социальной проблемой. Как ни странно, новые коммуникационные устройства порождают у людей чувство одиночества и изолированности. Ученые определили, что молодые люди каждый день тратят помногу часов, глядя на свой телефон и ожидая сообщений от друзей, а их отсутствие вызывает крайнее беспокойство. Депрессия, бессонница, снижение концентрации внимания, анорексия - вот далеко не полный перечень серьезных медико–социальных проблем, с которыми могут столкнуться подростки.

Но так ли уж виноваты гаджеты, что мы чувствуем себя одинокими и покинутыми, портим свое здоровье? Здесь медики едины во мнении: чтобы меньше зависеть от электронной техники, чередуйте использование своих гаджетов с другой деятельностью, больше занимайтесь собой, детьми и не пользуйтесь телефонами в ситуациях, которые требуют концентрации внимания. Разумеется, чтобы идти в ногу со временем, совсем обойтись без них не получится. Ведь при всей своей вредности гаджеты не дадут нам заблудиться, всегда подскажут нужную информацию, позволят увидеть мир и многое другое. Только от нас самих зависит, будут они способствовать нашему развитию или деградации. Так что совет в этом случае очень простой: пользуйтесь, но не злоупотребляйте!

Владимир ХРЫЩАНОВИЧ, доктор медицинских наук.


































Рекомендации по использованию ПК, ноутбука, планшета Пользоваться не более одного часа в день Сидите правильно: -Не закидывайте ногу на ногу, они должны быть согнуты под углом 90 градусов и упираться в пол. - Спину необходимо держать прямо или откинуться на спинку кресла. -Руки должны быть согнуты в локтях чуть больше 90 градусов, а клавиатура и мышь должны быть на уровне чуть выше локтей.


Рекомендации по использованию наушников – «беруш» При использовании наушников–вкладышей время безопасного прослушивания не более получаса. В шумном месте не следует пользоваться наушниками. -Не делать громко музыку в наушниках, пытаясь заглушить внешний шум. Давать своим ушам отдых.


Памятка одноклассникам 1. Старайтесь разговаривать по сотовому менее 5 мин. 2. Мобильник лучше держать в сумке, кармане верхней одежды или в руке. 3. Прикладывайте телефон к уху только после соединения с абонентом. 4. Пользоваться ПК, ноутбуком, планшетом не более одного часа в день. 5. Сидите правильно: -ноги согнуты под углом 90 градусов, уперты в пол; -спину держите ровно; -руки согнуты в локтях чуть больше 90 градусов. 6. Ограничьте время использовании наушников до 30 минут в день. 7. Не делайте звук в наушниках слишком громким.
Литература: 1. Берегите себя от болезней – М., 1992 г. 2. Война мобильникам: новости о детях //Здоровье С Захарченко Е.Н. Новый словарь иностранных слов, 2010, Современны литератор. 4. Интернет-ресурсы akademia.ru/publ/lekcii/pediatrija/vlijanie_mobilnykh_telefonov_na_detej / cheloveka.html 5. Леонович А.А. Я познаю мир. Энциклопедия для детей. Физика, 2001 г. 6. Федоров А. Оглохнуть от мобильника?/ / Здоровье С Энциклопедия «От А до Я», М., 2000 г.



В любой очереди, в метро, на лавочках парка, за столиками в кафе мы можем видеть одну и ту же картину. Молодые люди сидят, уставившись в экран телефона, планшета, ноутбука. Они что-то просматривают, кому-то отвечают. Иногда вид у них сильно занятой и сосредоточенный, иногда – откровенно скучающий. Но, к сожалению, очень грустно наблюдать за тем, как компания друзей дружно «клацает» свои телефоны вместо того, чтобы общаться друг с другом вживую. В общественном транспорте редко можно встретить человека без наушников в ушах, откуда раздается громкая ритмичная музыка. На улицах города каждый встречный человек разговаривает по мобильному телефону. Люди перестали видеть, что вокруг них происходит. Они перестали думать, так как им просто некогда это делать…

Знаете, какое определение дает гаджетам Википедия? Цитирую:

«Гаджет - небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека».

Но так ли это на самом деле? Действительно ли гаджеты совершенствуют нашу жизнь? Конечно, в их использовании можно найти не только минусы, но и плюсы. Но для того, чтобы справедливо оценить влияние гаджетов, давайте рассмотрим все стороны.

Плюсы использования гаджетов:

1. Быстрый и легкий доступ к нужной информации. Раньше для того, чтобы изучить тот или иной вопрос нужно было идти в библиотеку или, в крайнем случае, домой к компьютеру, теперь же интернет всегда под рукой;

2. Экономия времени. Одно дело планировать какое-то действие, а потом тратить силы и время, чтобы осуществить его, а другое – сделать это здесь и сейчас. С помощью гаджетов;

3. Возможность развиваться и совершенствоваться. Включить обучающую лекцию, просмотреть урок на ютубе, прочитать книгу можно везде и в любой момент. Это удобно для тех, кто по несколько часов в день тратит на дорогу или что еще хуже, постоянно застряет в пробках. В этом случае влияние гаджетов на человека явно положительное и это сложно переоценить. Вот только пользуются ли люди этой возможностью?

4. Возможность зафиксировать определенный момент. Сфотографировать или снять на камеру. Сейчас все современные гаджеты снабжены встроенной фотокамерой. На самом деле это очень удобно;

5. Быстрая коммуникация. Возможность в любой момент связаться с нужным человеком с помощью и мобильной связи, и интернета положительно влияет и на построение деловых отношений и личных.

Минусы использования гаджетов:

1. Уход от реальности. В современном мире людей окутывает такое множество страхов, внутренних комплексов и тревог, что они буквально не могут оставаться наедине с самим собой. Чувство страха заставляет их бежать от реальности, отвлекаясь с помощью гаджетов. Музыка, игры, постоянный просмотр социальных сетей помогает заглушить свой внутренний голос и создать самому себе иллюзию того, что в их жизни все в порядке;

2. Зависимость. Да, зависимость от использования гаджетов прослеживается у большинства их пользователей. Проверить в сотый раз почту, пролистнуть новостную ленту социальных сетей, просмотреть фотографии в Инстаграмме, поставить лайки, написать комментарии. Или же наоборот, выставить очередную фотографию себя в машине, в кафе, на работе, а потом заходить через каждую минуту и смотреть, не появился ли к ней новый комментарий. Если собрать во едино все время, которое бесцельно тратится на подобные дела, то выходит, что несколько часов в день у людей просто сгорает. Сгорает в их зависимости. А жизнь то идет…

3. Жизнь в виртуальном мире. Пообщаться с друзьями не при личной встрече, а по скайпу. Перекинуться смс-ками по Viber, познакомиться на сайте знакомств. Поддерживать статус своей страницы в социальных сетях, редактировать новые и новые фотографии для своего профиля. Участвовать в интернет-обсуждениях, вести свой блог… Виртуальный мир полностью захватил все наше время. И если раньше мы посвящали этому хотя бы время после работы/учебы, то сейчас мы в нем каждую минуту. Благодаря гаджетам и интернету;

4. Гонка за новинками. Создатели гаджетов извлекают из такого массового помешательства свою выгоду, выпуская все новые и новые модели. Более удобные, совершенные, функциональные. А стоят они совсем не дешево. Устаревшие модели выходят из моды, снимаются с продаж, а по телевизору нам показывают все преимущества новых технологий. И мы загораемся, мы хотим. Работаем, тратим ценное время своей жизни ради того, чтобы на последние деньги купить более совершенный гаджет.

5. Деградация личности. Очень многие игры созданы не для развития логики или обогащение интеллекта, а для сжигания времени. В сети их называют «убивалки» времени. И ими пользуются, в них играют. Проходят уровень за уровнем вместо того, чтобы познавать этот мир, заниматься спортом, духовно развиваться, в конце концов. Замкнутый круг из ежедневных «лайков» фотографий в социальных сетях, бесполезных игр, переписки с друзьями «ни о чем».

Влияние гаджетов на нашу жизнь глубокое и неоспоримое. Вот только хорошее это влияние или плохое? Зависит только от нас самих. Только мы можем решать, будут они способствовать нашему развитию или деградации. Выбор за каждым из нас.

Начну издалека. Лет с трех. Хотя, на самом деле, еще раньше: полтора года.
Я вышла из кабинета за кипяточком и застала окончание громкой сцены у стойки администратора: молоденькая мама отрывает от своей ноги малюсенькую девочку, прям вот по одному пальчику отцепляет, при этом комментирует: «И ведь не отклеится, пока телефон ей не отдам! Не дам, я сказала, он мне самой нужен!».

Девочке чуть больше года, но орет она громко и выразительно: «Играть дай! Играаааать!».
А я-то гадала – кого здесь на части режут?

Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка от компьютера? Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать – не сажать ребенка к экрану. Совсем.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА:

Давайте вспомним, как протекало наше собственное детство.

От 0 до 1,5 лет: ребенок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Его развлекают силами всей семьи, иногда оставляют поплакать в одиночестве, пока мама принимает душ или посещает туалет.
В случае тяжких жизненных обстоятельств младенца отправляют в ясли, где обстановка примерно та же, минус семья. Стукается головой обо все, обрушивает на себя гору выглаженного белья, сладострастно тискает кошку, потом рыдает, что она царапается…

С 1,5 до 3 лет: ребенок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается самозабвенно в грязи, собирает окурки и тащит их в рот, кидается песком, падает и встает, пытается выковырять глазик у собачки, подбрасывает мертвую птичку, чтобы она полетела…

От 3 до 5: cтоит полдня как замороженный перед открытыми воротами гаража, в котором чинят машину. Сидит, болезный, на подоконнике, замотанный в одеяло и наблюдает за уличным движением. Помогает маме в субботу мыть пол, потом папе – выбивать ковер на снегу. Засыпает там, где застало, пока мама мечется, как подстреленная, в поисках пропажи. Ездит с родителями на дачу на четырех видах транспорта, это практически кругосветное путешествие…

Идет в школу в 7 лет, там друзья, футбол после уроков, приходит, когда уже темнеет, грязный до невозможности и голодный как волк, засыпает над уроками.
Гоняет на велосипеде, исследует чердаки и подвалы, попадает в неприятности, теряет сменку, портфель, куртку… Ходит в авиамодельный кружок и на хоккей зимой, берет книжки из «Библиотеки приключений», читает их по ночам и в туалете, бредит капитаном Бладом и Робин Гудом…

Его жизнь насыщена событиями и свершениями, она требует напряжения всех сил души и тела. Иногда он вскакивает ночью с открытыми и бессмысленными глазами, что-то горячо бормочет и падает обратно в постель, как убитый воин. Он фантазирует, шепчет себе под нос, когда медленно плетется домой после уроков вдоль трамвайных путей. У него есть свои «места силы», ларек с мороженым или окошко булочной, помойка – источник неисчислимых сокровищ. Он знает дворы, в которые не надо заходить, и подъезды, в которых можно переждать грозу. У него есть друзья среди взрослых и враги среди детей.

Это волшебный, совершенно Реальный Мир. В отличие от цифрового нынешнего.

Теперь смотрим, как живет нынешнее поколение.
От 0 до 1,5 разница невелика, разве что у мамы больше свободного времени (да здравствуют памперсы и стиральные машинки!) и масса тревоги. Поэтому ребенок в основном пристегнут: к коляске, к маме, к стульчику… о том, чтобы спокойно поползать по двору и речи быть не может. Кругом опасность, грязь, шприцы и собачьи каки. Разве что на море можно дорваться до чистого песочка, но это не всем удается. Чтобы выжить с ребенком в современной городской квартире придуманы разнообразные приспособления, игрушки, «развивалки» и отвлекалки. Все для того, чтобы не дать ребенку самостоятельно исследовать окружающий мир. Подробнее о памперсах и их влиянии читайте в статье «ЧЕМ ВРЕДНЫ ОДНОРАЗОВЫЕ ПОДГУЗНИКИ И ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?»: https://vk.com/wall-49560567_803

А ему скучно, отчаянно скучно. Ему хочется карабкаться, рыть, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать. Маме же хочется спокойно побродить в соцсетях (или по другим сайтам и форумам). Ладно, предположим, что маме хочется приготовить обед. Но, если честно, приготовлению обеда, стирке, глажке, мытью полов ребенок мешает не так сильно, как сидению в интернете.

Поэтому как только ребенок вырастает до самостоятельного сидения ему вручается старый телефон, или планшет, или, если уж совсем все плохо, включается телевизор.
О, отлично, теперь он занят и у мамы есть полчаса для себя.

Еще мы практически поголовно пересели на машины. Если раньше детей спокойно возили в общественном транспорте (другого-то не было), то теперь одна мысль, что деточка будет находиться в одном объеме с толпой ужасных и (скорее всего) заразных людей, вызывает панику. Поэтому ребенка возим ТОЛЬКО в машине. Ага, по пробкам. И очень скоро становится понятно, что ребенку в машине тоже скучно. И он скандалит и буйствует. А отвлекаться от дороги очень и очень опасно. Поэтому, и только из соображений безопасности, ребенку отдается на растерзание айфончик с Фруктовым Ниндзей.

Очереди в детскую поликлинику, метро, электричка, любая ситуация ожидания, когда родители не знают, как занять ребенка, или не хотят напрягаться – электронный друг выручит вас везде! Это отличный способ:

— добиваться послушания (Если ляжешь без капризов – дам поиграть)
— наказывать и угрожать (Будешь себя так вести – отберу айпад)
— получать передышку самим
— делать подарки
— и даже стимулировать хорошую учебу (четверть без троек – и получишь пятый айфон на Новый Год).

Вопли «Почему он ничем не интересуется, ничего не хочет, никуда не ходит и с нами не общается?!!» начнутся немного позже, годам к 12. Еще немаловажный аспект темы. Каких-то 15 лет назад дети массово наблюдали повседневную жизнь родителей: работу, занятия домашним хозяйством, даже в магазин детей брали чаще. Я сужу об этом на основании детских рисунков. В 1994 году диагностический рисунок «Семья» изображал обычно или «мама на кухне, папа на диване перед телевизором, я в своей комнате катаю машинки», или «мама, папа, я, взявшись за руки гуляем по улице».

Сегодня рисунки детей показывают, что даже у кошки есть свой айпад. Все сидят, уткнувшись в мониторы. Безрадостная картина, как сказал ослик Иа-Иа.

НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЖИТЬ.

Согласитесь, это же и есть наша основная задача как родителей, конечная цель наших воспитательных усилий: за годы детства и отрочества подготовить детей к самостоятельному выживанию в современном мире. По большей части, мы это делаем, и делаем неплохо. Даем образование, заботимся о здоровье, стараемся окружить хорошими людьми и вещами.

Но обучение идет главным образом на собственном примере. Так что же видят наши дети? Наши спины, закрывающие экраны компьютеров? Они не ходят на работу к родителям (за очень редким исключением), мало проводят времени на улице в свободном поиске, хотя это абсолютно необходимо для их роста, у них нет ни поводов, ни возможностей познавать мир и себя. Сегодняшние городские дети живут в стерильном мире компьютерных технологий, виртуального общения и игровых схваток.

То, что в специальной литературе называется «ролевые игры» — в дочки-матери, казаки-разбойники, просто воссоздание любого вымышленного сюжета, начинающегося со слов «давай, как будто ты…» — сегодня перенесено во всемирную сеть и заключается в основном в уничтожении представителей загробного мира.

Я не знаю, как их оторвать от мониторов. Альтернатива миру, где ты всемогущий Герой, должна быть настолько привлекательной, чтобы ребенок захотел повернуться к ней лицом. Что вы можете предложить? Это же вам самим придется закрыть комп, выйти из Сети, отключить все гаджеты…

Вспомнить свое детство, выстрогать из брусочка «чижа» и найти подходящую биту. Порыться (ну ладно, разрешаю порыться для благого дела) в Интернете и найти все фигуры в «резиночку». Зайти на сайт Игроведа и купить Диксит или Монополию. Но играть-то все равно придется ВАМ самим, людей пока с доставкой на дом не привозят. Вы готовы?

Вы готовы терпеть его наркоманские ломки на отмену компа, выдерживать волны агрессии в свой адрес, попытки шантажа («Я сейчас в окно выброшусь, если ты не отдашь мне планшет!»)? вы сможете каждый вечер, невзирая на усталость после целого рабочего дня, общаться с подростком, который и общаться-то не очень хочет? Гулять с ним, беседовать, ходить в гости и принимать гостей у себя?

Вам придется учить его заново, показывать все возможности нашего мира, налаживать отношения. Выносить тревогу и депрессию – ведь любой отказ от привычного удовольствия ведет сначала к депрессии. Научить его гулять, играть, готовить еду, покупать продукты, смотреть на закат, читать вслух про «Трое в лодке», тихо болтать в машине, подпевать старым группам. Сейчас он ничего этого не умеет, в ушах у него наушники, руки заняты кнопками на экране. Вы еще помните, что письмо можно распечатать, и не с помощью принтера. И что игра – это когда друзья видят глаза друг друга.

Ведь это и есть НОРМАЛЬНАЯ Жизнь. Если выключить компьютер.

А теперь о влиянии гаджетов на здоровье детей.

Дети, привыкшие, или уже находящиеся в зависимости от гаджетов часто говорят о том, что им больно читать. Я стала разбираться с этой проблемой и вот что выяснила. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц.

Первая проблема, которую будет решать уже специалист - это трудности удерживать статический объект глазами. Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.

Вторая проблема динамического характера возникает в результате зрительного стресса. Это нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. Хаотичное движение объектов, что используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию саккадических движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.

Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов - «бегающий» взгляд.

Третья проблема – дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете, то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать. Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.

Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов?

1. Когда ребёнок поднимает глаза, т.е. «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, что предоставляет ему гаджет, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём, потому что…

2. Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично организована – обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак – «глаза бы мои это не видели» — и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира!

3. В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже натренирован видеть и фокусироваться только на том, что движется, а что не движется мозг просто даже не распознаёт как объект или с низким уровнем резкости, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже болевые.

4. Ребёнок утратил заложенную в нем способность самому следить за происходящим. Чтобы самому следить за происходящим в реальном мире, надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.

Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка? Очень просто! Да, это просто, главное знать, на что стоит обратить внимание, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать), что ребёнок уже находится в зависимости от гаджетов:

1. Желание пользоваться гаджетом более 30 минут в день

2. Резко портится настроение, когда заканчивается время, выделенное на пользование гаджетом

3. Резко улучшается настроение, когда разрешили взять гаджет

4. Ребёнок торгуется за право взять гаджет, капризничает, клянчит разрешение взять гаджет

5. После пользования гаджетом никак не может переключиться на новый вид деятельности, как бы застревает в прошлой деятельности

6. После пользования гаджетом проявляет раздражительность, агрессивность в общении

Как понять, что детской психике причинен ущерб? Опять же очень просто! Да, это действительно просто, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать) уровень ущерба. Итак, первый ориентир – это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики – это высунутый язык во время совершения действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или, когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка, подростка нанесён значительный ущерб.

Выше описанные дефекты уже требуют если не лечения, то длительной специализированной терапии и абсолютный запрет на использование гаджетов как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе.

ВАЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ.

* Исследования показывают, что дети до 10 лет особенно восприимчивы к новым технологиям и практически становятся зависимыми от них.

* Исследователи настаивают, что детям нельзя разрешать пользоваться планшетами больше получаса в день, а смартфонами – дольше 2-х часов в сутки.

* Для 10-14-летних детей использование ПК допускается только для выполнения школьных заданий.

* Учёные утверждают, что только по достижении ребёнком 14 лет можно снимать ограничения на использование IT технологий.

* Обучение должно быть без IT, потому что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Для образовательного процесса лучше, если компьютеры используются как можно меньше, потому что технологии только отвлекают, когда нужны грамотность и проявить способность критически мыслить.

P.S. Дети должны уметь играть с детьми и уметь задавать вопросы взрослым. Дети, которые часы на пролёт увлечены своими гаджетами, не умеют ни первого, ни второго. Нас уже накрыла интеллектуальная катастрофа.

Усольцева Д.Д. 1

Парамонова н.е. 1

1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей №6 МБОУ «Лицей №6», г. Иваново

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

1.1.Актуальность изучения темы исследования

Неотъемлемой частью жизни современных подростков стали современные технологии, которые сопровождают нас везде: в школе, дома, на улице. Многие из нас уже не представляют своего существования без технических новинок современного мира - гаджетов, значение которых в нашей жизни может быть очень разным. Слово «гаджет» образовано от английского «gadget», переводится как «прибор, приспособление». Для подростков самое большое значение сейчас отводится Интернету и телефону, которые с одной стороны позволяют людям быть постоянно на связи и обеспечить себя современными знаниями, с другой это постоянное существования параллельного мира с множеством возможностей: общение, торговля, игра, развлечения. Ежедневно во всемирной паутине присутствует 59% населения России. Это примерно 53 миллиона человек или каждый второй житель нашей страны. Школьники совмещают реальный и виртуальный мир, причем с каждым годом число детей, проводящих в виртуальном мире все больше времени увеличивается. По данным Фонда развития Интернета (2014), в среднем 91% российских детей в возрасте от 10-17 лет, пользуются Интернетом и выходят в Сеть в любое время и в любом месте, где есть такая возможность. Время, проведенное в Интеренете, становится частью их распорядка дня и определяет для них новый стиль жизни. Объем информации, получаемой школьниками, не может не влиять психику и развитие личности детей. Интернет зависимость у подростков - распространенная проблема в современном мире. При всех полезных качествах компьютера - источник информации, фильмов, логические игры, головоломки, развитие коммуникативных навыков, способ найти новых друзей по всему миру, это источник опасности попасть в сети зависимости, так как именно подростки в силу возрастных особенностей, наиболее подвержены развитию психологических расстройств. Еще более серьезной проблемой является зависимость подростков от сотового телефона, потому что телефон можно взять с собой везде и всегда без ограничений во времени и пространстве. Школьники утопают в «мобильном виртуальном мире», не замечая никого вокруг себя. Различные гаджеты прочно вошли в нашу повседневную жизнь и мы не представляем своей жизни без них, поэтому актуальность моей работы состоит в оценке зависимости школьников от современных гаджетов на территории нашей школы. Так как наблюдая за своими одноклассниками во время уроков и на переменах, общаясь с друзьями, я заметила, что ребята не отрываются от своих гаджетов: смартфонов, планшетов, телефонов, практически сводя к нулю общение реальное. Я думаю, что эта привязанность может перерасти в зависимость, а для некоторых моих знакомых этот диагноз уже реальность. Важно определить причины этой зависимости. Это может быть боязнь реального общения, семейные проблемы, отсутствие положительных эмоций, проблемы общения со сверстниками, одиночество или чрезмерная опека близких.

1.2.Цель и задачи работы

Цель: определить степень зависимости обучающихся школы от использования современных гаджетов

Задачи исследования:

    Изучить литературу по теме исследования

    Провести анкетирование среди обучающихся школы на гаджет - зависимость и провести анализ полученных результатов

    Представить результаты исследования на педагогическом совете в школе и общешкольном родительском собрании

Предмет исследования - зависимость обучающихся от использования гаджетов

Объект исследования - обучающиеся МБОУ «Лицей №6»

Гипотеза проекта: Современные гаджеты негативно влияют на здоровье школьников.

1.3.Материалы и методика

Анкетирование проводилось среди всех школьников с 3-11 классы. Анкета разрабатывалась мною самостоятельно, затем анализировалась руководителем работы и школьным психологом. При работе были использованы следующие методы:

1. метод отбора и анализа литературы по заявленной проблеме;

2. метод анкетирования;

3. метод опроса;

4. метод сравнительного анализа;

5. метод математического моделирования.

Практическая значимость исследования заключается в наглядном обосновании значимой проблемы. Результаты исследования могут применяться для подготовки к родительским собраниям и классным часам.

2. Обзор литературы

Работая с учебником «Экология человека», я поняла, чем опасна зависимость для подростков от современных гаджетов. Прежде всего постоянное пользование гаджетами вызывает сильнейшее умственно - эмоциональное напряжение. Это может привести к развитию утомления, которое сопровождается чувством усталости. Утомление - это следствие напряжённой и длительной работы.

Снижение работоспособности и развитие утомления при умственном труде происходит постепенно. На первом этапе человек справляется с умственной нагрузкой и волевыми усилиями. Далее утомление нарастает.

Утомление, возникающее ежедневно, способно накапливаться и переходить в переутомление. В организме становятся заметны глубокие изменения. Происходит нарушение ритма сердечных сокращений и артериального давления, потеря аппетита. Как следствием из этого появляются раздражительность, капризность, беспричинные страхи, бессонница. Возникает стойкое снижение работоспособности и сопротивляемости организма. Затем может возникнуть стресс, который опасен для школьников тем, что не найдя выхода из состояния стресса, подросток может совершить попытку суицида. Учение о стрессе было создано канадским исследователем Гансом Селье. Он установил, что стрессовые факторы вызывают комплекс защитных реакция организма, протекающих в три стадии.

В первую стадию (стадию тревоги) происходит мобилизация всех защитных сил организма для противодействия стрессовому фактору.

На второй стадии (устойчивость) организм противостоит неблагоприятному и сильному фактору среды. Значительно ослабевает иммунитет.

Третья стадия (истощение) организм не в силах противостоять действующему фактору, и возникают различные болезни.

В Книге «Методическое пособие для работников системы общего образования». — М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013, приведен список некоторых заболеваний, которые являются следствием гаджет - аддикции (зависимости).

Постоянное пользование гаджетами может привести и к ряду заболеваний:

    Фотоэпилепсия, которая возникает от частого мелькания экрана.

    Постоянное недосыпание быстро приводит к физическому и эмоциональному истощению, так как свечение экрана нарушает синтез гормона мелатонина и подростки перестают спать.

    Коньюктивиты

    Поражение нервных стволов правой руки, связанное с перенапряжением мышц

    Головные боли, «Номофобия»

    Киберболезнь и киберхондрия Как отмечают исследователи, несмотря на надуманность проблем, человек при киберхондрии переживает настоящие душевные и физические мучения, вплоть до страха смерти.

    «Эффект Google». Его смысл заключается в том, что человек уверен: любую информацию можно всегда легко найти в Интернете. По этой причине современному человеку знания просто не нужны. Такая убежденность особенно свойственна детям и подросткам. Мозг отказывается запоминать информацию, зная, что гораздо проще заново найти ее, чем потратить какие-то усилия.

    Синдром фантомного звонка. У человека появляются слуховые и моторные галлюцинации, ему часто кажется, что в его кармане звонит или вибрирует телефон, хотя на самом деле этого не происходит.

В учебнике Обществознание для 7 класса авторов А.И Кравченко и Е.А Певцовой 2012 года издания я выяснила, что подростками считают школьников11-15 лет. В психологии и педагогике принято считать это подростковым возрастом, что соответствует среднему школьному возрасту.

В книге Н.Э. Потемкиной «Особенности развития подросткового возраста», я узнала об особенностях развития подростков именно в момент переходного возраста. В период подросткового возраста возможны психологические отклонения, повышенная чувствительность и стресс. Не многие могут сдерживать свои эмоции. Как может быть связан переходный возраст с современными гаджетами? Развитие подростков нестабильно, они хотят казаться взрослыми и самостоятельными. Несомненно, виртуальные сети являются большим прогрессом в современном мире. Благодаря интернету мы можем общаться с людьми, которые проживают за океаном и находятся в тысячах километрах от нас. В сетях мы находим старых друзей, родственников и коллег по работе, а также обретаем новых. Все, наверное, замечали, что в конце встречи с каким-либо человеком мы просим не номер телефона, а ник на сайте, чтобы продолжить общение в виртуале. Главный парадокс соц. сетей — он сближает людей, находящихся далеко, но отдаляет от тех, кто находится рядом с нами. Соц. сети став прогрессом для общества в целом, стали регрессом для отдельного человека. Даже проживая в одном городе, на одной улице, нам куда проще отправить сообщение, чем встретиться с близким человеком. Настоящие чувства и эмоции превратились в смайлы. Отдельной темой являются игры в сетях. Они делают из людей настоящих зомби. Это необъяснимые явления — геймер из Японии вступил в брак с героем виртуальной игры, а девушка из Британии собиралась выйти замуж за ноутбук.

Мнения по поводу виртуальных сетей различны: одни считают их большим шагом вперед к новым технологиям и разработкам, другие думают, что люди из-за соц. сетей народ перестает правильно рассуждать, красиво говорить; исчезает ощущение реальности, таким образом, люди стараются уйти от разнообразных проблем и обязанностей. Исследователи выявили, что роль сетей особо велика в жизни молодого поколения, практически 75% опрошенных имеют аккаунты в сетях при этом, не считая себя от них зависимыми. Сети губят нас, отбирают время, которое мы могли бы потратить на более увлекательные занятия. На примере зависимости людей от гаджетов рассмотрим любимую игру среди подростков и молодёжи Minecraft. На данный момент появились интересные жанры Ати - грифер шоу. На сервере у каждого есть своя территория - прива, НО как такового может не оказаться. Тогда простые новички просятся к кому-либо «Жить». Гриферы - люди, втирающиеся в доверие и ворующие предметы другого человека. Ютуберы - миллионники создают свои сервера на Minecraft, после чего просят у кого-либо «приютить их». После данного процесса они начинают над ними смеяться, сами отбирают вещи, ломают дома, а после чего банят человека, т.к гриферство запрещено. Как чаще это бывает, на тот момент оба собеседника находятся в контакте, т.е они общаются, по Skype, к примеру. Данные сцены приводят к истерикам, суициду, что доказывает негативное влияние на подростков гаджетов. В книге «Современные гаджеты и их влияние на детей», И.А Жуковой приводятся данные ЮНЕСКО, что 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт с вопросами, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Я надеюсь, что результаты моего исследования помогут мне и моим друзьям ответить на вопрос: как же влияют современные гаджеты на нашу жизнь и наше здоровье.

3.Результаты практических исследований

Рисунок №1

Как видно из диаграммы, практически все респонденты имеют телефоны, компьютеры, телевизоры, меньшая часть опрошенных школьников имеет планшеты.

Рисунок №2 Как вы используйте свой телефон?

Как видно из анализа диаграммы, телефон большая часть респондентов использует для разговоров и игр. Каждый четвертый респондент играет в телефоне и, как показывают мои наблюдения, многие это делают и во время уроков.

Рисунок №3 Как вы используйте свой компьютер (планшет)?

Как видно из анализа диаграммы, большинство школьников используют домашние компьютеры для поиска учебной информации, для игр, для общения в социальных сетях. Я думаю, что время, проведенное за компьютером, контролируют родители.

Рисунок №4

Сколько времени Вы смотрите телевизор?

Каждый пятый респондент ответил, что не смотрит телевизор, скорее всего потому, что может смотреть любимые передачи и фильмы, пользуясь телефоном или компьютером. Две трети респондентов уделяют просмотру телевизионных передач от 2-3 часов времени.

Рисунок №5

Сколько времени вы уделяете учебным занятиям?

Как видно из диаграммы, учебным занятиям школьники уделяют разное время. 40 человек занимаются явно недостаточно, от 30 минут до 1 часа. От одного до двух часов учат уроки каждый 5 респондент, половина респондентов занимаются от 2 часов и больше.

Рисунок №6

Сколько времени вы тратите на помощь родителям в домашних делах?

Анализируя данные диаграммы, можно сделать вывод, что практически все респонденты помогают дома родителям справляться с домашними делами.

Рисунок №7

Сколько времени вы читаете?

Из данных диаграммы видно, что половина респондентов читают явно недостаточно. Почти каждый пятый читает менее 30 минут в день или до 1 часа. За это время невозможно даже прочитать материал, заданный на дом по устным предметам, для художественной литературы время уже не выделяется. Хорошо, что большая часть респондентов читают много, от 2 часов в день и более.

Рисунок №8

Во сколько вы ложитесь спать?

Можно сделать вывод, что большая часть школьников явно не высыпается. Так как ложатся спать в 23 часа и позже. Подростки, которые спят менее 7 часов, потом быстрее утомляются, испытывают затруднения в усвоении учебного материала, раздражаются.

Рисунок №9

Сколько времени длится ваш сон?

Анализируя данные диаграммы, можно сделать вывод, что только одна четвертая часть респондентов спит 8-10 часов в сутки, то есть норму. А вот группу риска составляют ребята, чей сон длится менее 6 часов. Эти данные можно подтвердить моими наблюдениями за присутствием в социальных сетях моих друзей. Я вела наблюдения в 2 часа ночи в течение 7 дней. Результаты получила следующие:

Рисунок №10

Как видно из данных таблицы, ночью ребята активно общаются в социальных сетях вместо того, что бы спать.

Рисунок №11

Сколько времени вы проводите на свежем воздухе?

На свежем воздухе достаточно времени проводят только 300 респондентов. 50 человек на свежем воздухе бывают только когда идут в школу и из школы, остальные гуляют от 1 -3 часов.

Рисунок №12

Считаете ли свой режим дня правильным, способствующим сохранению здоровья?

Большинство респондентов даже не задумываются способствует ли их режим дня сохранению здоровья. Только каждый десятый школьник считает режим дня правильным, а каждый пятый понимает, что причиняет вред своему здоровью.

Рисунок №13

Бывают ли у Вас:

Как видно из анализа диаграммы, многие ребята страдают головными болями, каждый пятый испытывает усталость, тревогу, нежелание идти в школу, общаться с друзьями, апатию. Шестьдесят человек указали, что бывает внезапная агрессия, беспричинная тревога, что указывает на то, у данных подростков формируется депрессивное состояние, которое опасно не только для их здоровья, но и для жизни.

Рисунок №14

Распределите приведенные выше симптомы по следующим столбикам:

Респонденты указали, что у 230 человек головные боли бывают часто, а 170 написали, что у них постоянная усталость и сонливость. Только 10 человек ответили, что у них не бывает головной боли, усталости и сонливости. Таким образом, 400 человек из 500 опрошенных уже имеют нарушения здоровья.

Рисунок №15

Приводит ли Ваша информационная загруженность к конфликтам с родителями, педагогами?

Практически каждый второй школьник ответили, что информационная загруженность приводит к конфликтам с родителями и педагогами (200 человек-каждый день, 150 человек - достаточно часто, 70 человек указали, что бывают). И только 80 респондентов ответили, конфликтов не бывает или они бывают достаточно редко.

Рисунок №16

Влияет ли ваша информационная загруженность на успеваемость в школе?

Из анализа диаграммы видно, что у 500 обучающихся из 500 опрошенных респондентов информационная загруженность влияет на успеваемость в школе. Можно предположить, что не влияет информационная загруженность на ребят начальной школы, выполнение домашних заданий у которых еще в большей степени контролируют родители.

4.Выводы по результатам исследования

1. Исследование проведено на основе итогов анкетирования 500 респондентов.

2. Анализ проведенного анкетирования показал:

а) все респонденты имеют телефоны, компьютеры, телевизоры, меньшая часть опрошенных школьников имеет планшеты;

б) телефон большая часть респондентов использует для разговоров и игр. Каждый четвертый респондент играет в телефоне и, как показывают мои наблюдения, многие это делают и во время уроков;

в) две трети респондентов уделяют просмотру телевизионных передач от 2-3 часов времени;

г) 40 человек занимаются явно недостаточно, от 30 минут до 1 часа. От одного до двух часов учат уроки каждый 5 респондент, половина респондентов занимаются от 2 часов и больше.

д) половина респондентов читают явно недостаточно. Почти каждый пятый читает менее 30 минут в день или до 1 часа. За это время невозможно даже прочитать материал, заданный на дом по устным предметам, для художественной литературы время уже не выделяется. Хорошо, что большая часть респондентов читают много, от 2 часов в день и более;

е) половина респондентов читают явно недостаточно. Почти каждый пятый читает менее 30 минут в день или до 1 часа. За это время невозможно даже прочитать материал, заданный на дом по устным предметам, для художественной литературы время уже не выделяется. Хорошо, что большая часть респондентов читают много, от 2 часов в день и более;

ж) большая часть школьников явно не высыпается, так - как ложатся спать в 23 часа и позже. Подростки, которые спят менее 7 часов, потом быстрее утомляются, испытывают затруднения в усвоении учебного материала, раздражаются;

з) только одна четвертая часть респондентов спит 8-10 часов в сутки, то есть норму. А вот группу риска составляют ребята, чей сон длится менее 6 часов;

и) на свежем воздухе достаточно времени проводят только 300 респондентов. 50 человек на свежем воздухе бывают только когда идут в школу и из школы, остальные гуляют от 1 -3 часов;

к) большинство респондентов даже не задумываются способствует ли их режим дня сохранению здоровья. Только каждый десятый школьник считает режим дня правильным, а каждый пятый понимает, что причиняет вред своему здоровью;

л) многие ребята страдают головными болями, каждый пятый испытывает усталость, тревогу, нежелание идти в школу, общаться с друзьями, апатию. Шестьдесят человек указали, что бывает внезапная агрессия, беспричинная тревога, что указывает на то, у данных подростков формируется депрессивное состояние, которое опасно не только для их здоровья, но и для жизни;

м) у 230 человек головные боли бывают часто, а 170 написали, что у них постоянная усталость и сонливость. Только 10 человек ответили, что у них не бывает головной боли, усталости и сонливости. Таким образом, 400 человек из 500 опрошенных уже имеют нарушения здоровья;

н) информационная загруженность приводит к конфликтам с родителями и педагогами (200 человек-каждый день, 150 человек - достаточно часто, 70 человек указали, что бывают). И только 80 респондентов ответили, конфликтов не бывает или они бывают достаточно редко;

о) у 400 обучающихся из 500 опрошенных респондентов информационная загруженность влияет на успеваемость в школе. Можно предположить, что не влияет информационная загруженность на ребят начальной школы, выполнение домашних заданий у которых еще в большей степени контролируют родители.

3. Гипотеза проекта подтвердилась полностью. Современные гаджеты негативно влияют на здоровье школьников и успеваемость в школе.

4. Большее влияние оказывает телефон, так как им дети пользуются и в школе и ночью. Именно телефон больше других гаджетов влияет на зрение, так как маленький экран вызывает постоянное напряжение глаз и кистей рук при наборе СМС и может спровоцировать фотоэпилепсию и заболевания кистей рук, поражение нервных стволов правой руки, связанное с перенапряжением мышц.

5. Негативное влияние на здоровье оказывают не сами гаджеты, а несоблюдение школьниками правил пользования и норм работы с телефоном, компьютером, планшетом.

1. Познакомить с результатами исследования родителей школы на общешкольном родительском собрании и на классных родительских собраниях.

3. Обсудить результаты исследования с школьным психологом и заместителем директора по воспитательной работе для планирования мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и сознательного соблюдения режима дня.

4. Провести обсуждение полученных результатов с подростками в социальных сетях с целью изучения мнения социума.

6. Список литературных источников

1. И.А Жукова, «Современные гаджеты и их влияние на детей», М.: 2012

2. «Методическое пособие для работников системы общего образования». — М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013

3. А.И Кравченко и Е.А Певцова, Обществознание, М.: «Дрофа», 2013

4. Н.Э. Потемкина «Особенности развития подросткового возраста», М.: «Просвещение», 2012

    Н.М. Чернова, В.М. Галушин, «Экология человека», М.: «Дрофа», 2012

Приложение №1 Фотоприложение

Приложение №2

Анкета для школьников

    Какие современные технические новинки у Вас есть?

а) телефон, б) компьютер (ноутбук), в) планшет, г) телевизор, д) ваш вариант ответа

2.Как Вы используйте телефон?

а) для разговоров и СМС, б) для игр, в) для общения в соцсетях, г) ваш вариант ответа, д) для селфи ()

3. Как Вы используйте компьюер?

поставьте рядом с буквой в процентном соотношении количество времени, занятое данного рода занятием. Например, б) играю, 70% времени )

4. Как Вы используйте планшет?

а) для поиска учебной информации, б) для игр, в) для общения в соцсетях, г) ваш вариант ответа, д) для просмотра фильмов, е)для чтения книг (поставьте рядом с буквой в процентном соотношении количество времени, занятое данного рода занятием. Например, б) играю, 70% времени )

5. Сколько времени Вы смотрите телевизор?

а) от 1ч.-2ч., б) от 2ч.-3ч., в) от3 ч. -4 ч., г) ваш вариант ответа

6.Сколько времени Вы учите уроки?

7.Сколько времени вы посвящаете домашним делам, помощи родителям, старшим родственникам?

а) от30мин.-1 ч., б) от 1ч.-2ч., в) от 2ч. - 3ч., г) свыше 3 ч.

8. Сколько времени в день Вы читаете?

а) от30мин.-1 ч., б) от 1ч.-2ч., в) от 2ч. - 3ч., г) свыше 3 ч., д) менее 30мин.

9.Во сколько вы ложитесь спать?

а) в 20-21ч., б) в 21ч.-22ч., в) в 22ч. - 23ч., г) после полуночи

10.Сколько часов длится ваш сон?

а) 8-10ч, б) 7-8 ч., в) 6-7ч., г) менее 6 часов, д) Ваш вариант ответа

11.Сколько времени вы проводите на свежем воздухе?

а) от30мин.-1 ч., б) от 1ч.-2ч., в) от 2ч. - 3ч., г) свыше 3 ч.

12. Считаете ли свой режим дня правильным, способствующим сохранению здоровья?

а) да, б) нет, в) не задумывался, г) ваш вариант ответа

13. Бывают ли у Вас:

а) головные боли, б) сонливость, усталость, в) беспричинная тревога, г) апатия, д) внезапная агрессивность, е) нежелание идти в школу, ж) нежелание общаться с друзьями, родителями, з) ваш вариант ответа

14. Распределите приведенные выше симптомы по следующим столбикам:

часто редко не бывает постоянно

15. Приводит ли Ваша информационная загруженность к конфликтам с родителями, педагогами?

а) да, б) нет, в) достаточно часто, г) ваш вариант ответа, д) редко

16. Влияет ли Ваша информационная загруженность на успеваемость в школе?

а) да, б) нет, в) ваш вариант ответа