Система вызова экстренных служб по номеру 112. "112" – единый номер вызова экстренных служб

  • Дата: 16.04.2024

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ)

ПРИКАЗ

20.11.2013 №360

О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №1422

В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №28, ст. 2895; №52, ст. 5038; 2004, №35, ст. 3607; №45, ст. 4377; 2005, №19, ст. 1752; 2006, №6, ст. 636; №10, ст. 1069; №31, ст. 3431, ст. 3452; 2007, №1, ст. 8; №7, ст. 835; 2008, №18, ст. 1941; 2009, №29, ст. 3625; 2010, №7, ст. 705; №15, ст. 1737; №27, ст. 3408; №31, ст. 4190; 2011, №7, ст. 901; №9, ст. 1205; №25, ст. 3535; №27, ст. 3873, ст. 3880; №29, ст. 4284, ст. 4291; № 30, ст. 4590; №45, ст. 6333; №49, ст. 7061; №50, ст. 7351, ст. 7366; 2012, №31, ст. 4322, ст. 4328; 2013, №19, ст. 2326; №27, ст. 3450), а также подпунктом 5.2.10 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. №418 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №23, ст. 2708; №42, ст. 4825; №46, ст. 5337; 2009, №3, ст. 378; №6, ст. 738; №33, ст. 4088; 2010, №13, ст. 1502; №26, ст. 3350; №30, ст. 4099; №31, ст. 4251; 2011, №2, ст. 338; №3, ст. 542; №6, ст. 888; №14, ст. 1935; №21, ст. 2965; №44, ст. 6272; №49, ст. 7283; 2012, №20, ст. 2540; №37, ст. 5001; №39, ст. 5270; №46, ст. 6347; 2013, №13, ст.1568; №33, ст. 4386),

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142 «Об утверждении и введении в действие Российской системы и плана нумерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 декабря 2006 г., регистрационный №8572) с изменениями, внесенными приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.12.2008 №118 «О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2009 г., регистрационный №13237), от 15.07.2011 №187 «О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 августа 2011 г., регистрационный №21646) и от 15.06.2012 №158 «О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 июля 2012 г., регистрационный №24829), следующие изменения:

а) пункт 32 дополнить словами «, а также номера соответствующих экстренных оперативных служб: «101», «102», «103», «104».»;

б) пункт 32 1 изложить в следующей редакции:

«32. 1 Для доступа абонентов и пользователей услугами подвижной и фиксированной телефонной связи:

к телефонной линии «Ребенок в опасности» используются единые номера «121», «123»;

к единой службе поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде используется единый номер «115».»;

в) пункт 46 дополнить абзацем следующего содержания:

«Формат номера для доступа к соответствующим экстренным оперативным службам: «101», «102», «103», «104».»;

г) в пункте 1 таблицы №3 к Российскому плану нумерации в графе «Значение кода DEF» цифры «970-979» заменить цифрами «972-979»;

д) в пункте 12 таблицы №4 к Российскому плану нумерации графу «Наименование услуги электросвязи» изложить в следующей редакции: «Доступ к телематическим услугам связи»;

е) в пункте 13 таблицы №4 к Российскому плану нумерации графу «Наименование услуги электросвязи» изложить в следующей редакции: «Доступ к услугам связи по передаче данных»;

ж) в таблице №7 к Российскому плану нумерации пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

1. 100-109 Диапазон для 3-х значных номеров служб федерального значения
100 Служба точного времени
101 Служба пожарной охраны и реагирования в резвычайных ситуациях
102 Полиция
103 Служба скорой медицинской помощи
104 Аварийная служба газовой сети
105-109 Резерв
2. 110-119 Номера служб, вводимых в Российской Федерации в целях гармонизации с европейским законодательством в области связи
110-111 Резерв
112 Единый номер вызова экстренных оперативных служб
113 Резерв
114 Резерв
115 Единая служба поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде
116ХХ Блокировка электронных платежных карт
117 Резерв
118ХХ Номер доступа к информационно-справочным системам оператора местной телефонной связи
119 Резерв

з) в пункте 3 таблицы №7 к Российскому плану нумерации в строке «122» графу «Назначение диапазона номеров для доступа и номеров служб» изложить в следующей редакции: «Резерв».

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Министр Н.А. Никифоров

Думаю, что многие слышали про единый номер службы спасения 112. Однако мало кто знает, как это реально работает и в каком состоянии находится система в России в настоящее время. В этой статье я подробно расскажу обо всём, что напрямую связано с работой экстренного телефона: куда лучше звонить, что вам ответят на том «конце провода», кто обслуживает номер 112 и почему знание принципов работы системы может .

Немного теории

В странах Евросоюза и Северной Америки давно существует единый номер службы спасения. Едва ли кто-то не слышал про номер 911, используемый в США. Каждый американец знает, что по этому телефону необходимо звонить, . В России же до появления мобильных телефонов ни о каком едином номере не шло и речи. Каждая экстренная служба вызывалась по одному из номеров - 01, 02 или 03.

На этом месте стоит остановиться и определить важный момент. Если у вас ещё остался стационарный (домашний) телефон, то, скорее всего, с него по номеру 112 вы никуда не дозвонитесь. Дело в том, что в России до сих пор, в связи с бюрократическими и финансовыми проблемами, функционируют только три пилотные зоны (Курская область, республика Татарстан, Астраханская область) и в 22 регионах проведено техническое проектирование системы 112.

Что же касается мобильных телефонов, то тут дела обстоят немного лучше. В стандарт GSM, по которому работает большинство мобильников в мире, зашита функциональность экстренного номера. Абсолютное большинство производителей телефонов следуют правилам и поддерживают быстрый вызов службы спасения. Как правило, номер можно набрать, даже не разблокировав клавиатуру.

Ближе к делу

Возможно, вы знаете, что по номеру 112 можно позвонить, если в телефоне нет SIM-карты, или не ловит сеть оператора, или у вас отрицательный баланс. Как же это работает? После набора номера телефон пытается отправить сигнал вашему оператору и в случае неудачной попытки переадресовывает его на одну из доступных сетей. Например, если на трассе не ловит сеть вашего МТС, телефон будет звонить через «Билайн», «Мегафон» и так далее.

Имейте в виду, что даже если вы делаете звонок на номер экстренной службы без сим-карты, оператор будет видеть уникальный номер телефона (IMEI) и при необходимости, скорее всего, сможет идентифицировать вашу личность. Будет слишком инфантильным надеяться, что звонок абсолютно анонимен.

Теперь поговорим подробнее об операторах сотовой связи. Каждый из них, в соответствии со статьёй 52 Федерального закона «О связи», обязан иметь службу, отвечающую за работу экстренного номера. Однако не стоит безоговорочно надеяться, что требование выполняется всеми и в полном объёме. Маленькие региональные операторы могут содержать небольшой штат сотрудников обслуживания телефона спасения.

Итак, что же происходит при дозвоне на номер 112. На самом деле всё очень примитивно: оператор службы спасения вашего мобильного провайдера спросит, по какому поводу вы звоните, возможно, узнает адрес и переключит на необходимый номер - 01, 02 или 03. Также есть вариант, что с вами будет говорить не живой человек, а робот, который попросит вас ввести цифру на клавиатуре телефона для переключения на одну из служб.

Необходимо помнить, что такой вызов для вас всегда будет бесплатным.

Альтернатива

Несмотря на все преимущества единого номера службы спасения, не стоит забывать и о некоторых проблемах.

Во-первых, как я уже говорил, оператор сотовой связи может не предоставлять в должном объёме услугу, и номер будет всегда занят.

Во-вторых, несложно заметить, что дозвон до необходимой службы проходит через третью сторону (оператора сотовой связи), что плохо отражается на скорости доведения тревожной информации.

В-третьих, сотрудник оператора сотовой связи, который обслуживает номер 112, может плохо знать город, а в его обязанности обычно входит выяснить точное местоположение происшествия.

Исходя из этого, с учётом всех обстоятельств, может оказаться более правильным звонить напрямую в определённую экстренную службу (МЧС, полицию или скорую помощь). Однако с этим не всё так просто.

По стандартам протокола GSM на номера, которые короче трёх символов, вызовы не осуществляются, а идёт USSD-запрос. Таким образом, чтобы позвонить в одну из служб, нужно использовать номера-заменители, а они у разных операторов различны.

Если вы абонент МТС, Tele-2 или «Мегафона», используйте номера 010, 020, 030, 040, или 001, 002, 003, 004, если вы пользуетесь мобильной связью от «Билайна».

Надеюсь, что вам никогда не доведётся вызывать службу спасения, но в любом случае вы должны знать, как это лучше всего сделать.

Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 958
"О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

2. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству регионального развития Российской Федерации обеспечить информационное взаимодействие экстренных оперативных служб для своевременной обработки вызовов по единому номеру "112".

завершить до 2017 года работы по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", в том числе путем реализации целевых программ;

предусматривать при формировании проектов соответствующих бюджетов средства на указанные мероприятия.

Положение
о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 958)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет цели, структуру, порядок создания и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система-112).

2. Система-112 предназначена для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.

Вызов экстренных оперативных служб также может быть обеспечен каждому пользователю услугами связи посредством набора номера, предназначенного для вызова соответствующей экстренной оперативной службы.

3. Основными целями создания системы-112 в Российской Федерации являются:

а) организация вызова экстренных оперативных служб по принципу "одного окна";

б) организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях);

в) реализация требований гармонизации способа вызова экстренных оперативных служб в Российской Федерации с законодательством Европейского союза.

4. Система-112 предназначена для решения следующих основных задач:

а) прием по номеру "112" вызовов (сообщений о происшествиях);

б) получение от оператора связи сведений о местонахождении лица, обратившегося по номеру "112", и (или) абонентского устройства, с которого был осуществлен вызов (сообщение о происшествии), а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову (сообщению о происшествии);

в) анализ поступающей информации о происшествиях;

г) направление информации о происшествиях, в том числе вызовов (сообщений о происшествиях), в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;

д) обеспечение дистанционной психологической поддержки лицу, обратившемуся по номеру "112";

е) автоматическое восстановление соединения с пользовательским (оконечным) оборудованием лица, обратившегося по номеру "112", в случае внезапного прерывания соединения;

ж) регистрация всех входящих и исходящих вызовов (сообщений о происшествиях) по номеру "112";

з) ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале, завершении и об основных результатах экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях);

и) возможность приема вызовов (сообщений о происшествиях) на иностранных языках. Субъекты Российской Федерации вправе утверждать перечень муниципальных образований, где с учетом местных условий необходимо обеспечить прием вызовов (сообщений о происшествиях) на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, и (или) иных языках народов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

II. Структура системы-112

5. Система-112 является территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системой, создаваемой в границах субъекта Российской Федерации.

6. Система-112 состоит из следующих основных подсистем:

а) телекоммуникационная подсистема, обеспечивающая прохождение вызовов (сообщений о происшествиях), включая телефонные вызовы и короткие текстовые сообщения (SMS), от пользователей (абонентов) сетей фиксированной или подвижной радиотелефонной связи в систему-112, а также прохождение вызова (сообщения о происшествии) от системы-112 в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб;

б) информационно-коммуникационная подсистема, обеспечивающая хранение и актуализацию баз данных, обработку информации о полученных вызовах (сообщениях о происшествиях) и возможность получения информации о происшествии из архива в оперативном режиме, а также информационно-аналитическую поддержку принятия решений по экстренному реагированию на принятые вызовы (сообщения о происшествиях) и планированию мер реагирования. В состав указанной подсистемы входит центр обработки вызовов, в котором производится прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих в систему-112;

в) подсистема консультативного обслуживания, предназначенная для оказания информационно-справочной помощи лицам, обратившимся по номеру "112", по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;

г) геоинформационная подсистема, отображающая на основе электронных карт природно-географические, социально-демографические, экономические и другие характеристики территории, местонахождение лица, обратившегося по номеру "112", и (или) абонентского устройства, с которого осуществлен вызов (сообщение о происшествии), место происшествия, а также местонахождение транспортных средств экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие;

д) подсистема мониторинга, предназначенная для приема и обработки информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числе от автомобильных терминалов системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" и терминалов ГЛОНАСС/GPS, установленных на транспортных средствах экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие, и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы;

е) подсистема обеспечения информационной безопасности, предназначенная для защиты информации и средств ее обработки в системе-112.

7. Система-112 обеспечивает информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в том числе:

а) службы пожарной охраны;

б) службы реагирования в чрезвычайных ситуациях;

в) службы полиции;

г) службы скорой медицинской помощи;

д) аварийной службы газовой сети;

е) службы "Антитеррор".

8. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исходя из местных условий, вправе определять организации, которым наряду с дежурно-диспетчерскими службами, указанными в пункте 7 настоящего Положения, необходимо обеспечить информационное взаимодействие с системой-112.

9. Между комплексами средств автоматизации системы-112 в соседних муниципальных образованиях, в том числе находящихся в различных субъектах Российской Федерации, должно быть обеспечено взаимодействие для повышения эффективности и надежности функционирования.

10. Создание системы-112 в субъекте Российской Федерации осуществляется по следующим этапам:

а) проектирование создания системы-112, в том числе разработка системного проекта телекоммуникационной подсистемы, имея в виду необходимость развертывания ее на всей территории субъекта Российской Федерации;

б) развертывание системы-112 в субъекте Российской Федерации (поэтапное);

в) опытная эксплуатация развернутой в субъекте Российской Федерации системы-112;

г) государственные испытания развернутой в субъекте Российской Федерации системы-112.

III. Функционирование системы-112

11. Система-112 функционирует в круглосуточном режиме и находится в постоянной готовности к организации экстренного реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях).

12. Прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях) в системе-112 осуществляется операторским персоналом, который вводит в базу данных основные характеристики происшествия, осуществляет анализ и передачу характеристик происшествия, а также при необходимости передачу вызовов (сообщений о происшествиях) в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб (далее - операторский персонал системы-112).

13. Контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировка действий привлеченных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, информирование взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб об оперативной обстановке о принятых и реализуемых мерах осуществляется диспетчерским персоналом единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.

14. Дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб размещают в системе-112 информацию о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятый вызов (сообщение о происшествии).

15. Обмен информацией в рамках функционирования системы-112 осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

16. Функционирование и развитие сетей связи, используемых в системе-112, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

IV. Участники создания и функционирования системы-112

17. Участниками создания системы-112 являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, вызов экстренных оперативных служб которых осуществляется по единому номеру "112", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

18. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, вызов экстренных оперативных служб которых осуществляется по единому номеру "112", а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, направленные на обеспечение создания и функционирования системы-112.

19. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

а) координирует работы по созданию, развитию и организации эксплуатации системы-112;

б) разрабатывает методическую документацию по созданию и использованию системы-112;

в) организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку типовых программно-технических требований и решений по созданию системы-112;

г) согласовывает технические задания и проектно-техническую документацию на создание и эксплуатацию системы-112, за исключением разделов, определяющих реализацию оперативно-разыскных мероприятий;

д) организует подготовку персонала системы-112 на базе образовательных организаций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

е) обеспечивает формирование и ведение реестра систем-112 субъектов Российской Федерации;

ж) осуществляет контроль функционирования системы-112.

20. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

а) осуществляет координацию действий операторов связи по подготовке инфраструктуры сети связи общего пользования для обеспечения работы единого номера вызова экстренных оперативных служб "112" во всех субъектах Российской Федерации;

б) организует взаимодействие сети связи общего пользования с системой-112 в целях обеспечения вызова пользователями услуг связи экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

в) осуществляет разработку и согласование системного проекта телекоммуникационной подсистемы системы-112 для каждого субъекта Российской Федерации;

г) участвует в разработке типовых программно-технических требований и решений по созданию системы-112;

д) участвует в приемке выполненных работ по созданию системы-112 в субъектах Российской Федерации;

е) издает нормативный правовой акт о начале использования единого номера "112" на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

ж) осуществляет контроль функционирования телекоммуникационной подсистемы системы-112.

21. Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб:

а) организуют взаимодействие подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб с операторским персоналом системы-112;

б) осуществляют материально-техническое обеспечение подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб;

в) участвуют в разработке типовых программно-технических требований и решений по созданию системы-112;

в) организуют проведение работ по созданию системы-112;

г) организуют взаимодействие подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб с операторским персоналом системы-112;

д) организуют и осуществляют материально-техническое обеспечение подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб;

е) организуют взаимодействие автоматизированных систем, используемых операторским персоналом подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, с системой-112, а также модернизацию соответствующих систем для обеспечения указанного взаимодействия;

ж) организуют и обеспечивают опытную эксплуатацию, государственные испытания и эксплуатацию системы-112, в том числе устанавливают предельную численность гражданского персонала (работников), обеспечивающего функционирование системы-112;

г) организуют и осуществляют материально-техническое обеспечение подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб;

д) организуют взаимодействие автоматизированных систем, используемых операторским персоналом подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, с системой-112, а также модернизацию соответствующих систем для обеспечения такого взаимодействия;

е) участвуют в опытной эксплуатации, государственных испытаниях и эксплуатации системы-112, в том числе устанавливают предельную численность гражданского персонала (работников), обеспечивающего функционирование системы-112;

ж) организуют профессиональное обучение персонала, обеспечивающего функционирование системы-112;

з) участвуют в планировании развития системы-112 и осуществляют ее развитие.

V. Финансирование системы-112

24. Расходы, связанные с созданием и развертыванием системы-112, осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с законами (решениями) о бюджетах, а также за счет средств организаций.

25. Расходы, связанные с созданием, деятельностью и развитием дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб федеральных органов исполнительной власти, осуществляются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере.

26. Расходы, связанные с эксплуатацией и развитием системы-112, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов в соответствии с их полномочиями, установленными настоящим Положением, и законами (решениями) о бюджетах, а также за счет средств организаций.

Корреспондент АиФ.ру Алия Шарафутдинова посетила диспетчерскую службу - 112 в Татарстане и узнала, как работает система помощи в экстремальных ситуациях.

«Урезали зарплату, разберитесь»

«Главная особенность системы 112 в том, что когда с человеком случается беда, он может набрать всего один номер и вызвать все службы, необходимые для ликвидации той или иной чрезвычайной ситуации, - рассказывает руководитель дежурно-диспетческой службы - 112 Татарстан Рустэм Яхин . - Оператор, принявший вызов, составляет карту происшествия со всеми подробностями и отправляет экстренным службам заявку. Это аналог американского 911. Таким образом, Россия внедряет европейские стандарты: 112 действует в Евросоюзе».

В Татарстане сервис в пилотном режиме стартовал уже с весны 2009 года. Звонки принимали преимущественно с федеральной автомобильной трассы «М7-Волга», проходящей по территории республики: там происходит наибольшее количество аварий. Правда, звонки бывают и совсем не по делу. «Однажды позвонил молодой человек с жалобой, что ему урезали заработную плату, просил разобраться, - улыбается сотрудница службы 112. - Иногда приходится консультировать по вопросам ЖКХ. Но на каждый звонок не по адресу стараемся тратить не более 20 секунд».

Как работает 112

«Алло. Диспетчерская служба 112, оператор 34 слушает, - принимает очередной звонок 36-летняя Гульфина Шагиахметова . - Где произошло ДТП? Пострадавших, розлива топлива нет?».

Ответы женщина записывает в электронную карту, в которой указывает информацию о местонахождении происшествия, подробную картину случившегося, контакты. На экране монитора можно увидеть даже карту местности, откуда поступил звонок. Заполнив все строчки, Гульфина направляет обращение в ту или иную экстренную службу - полицейским, пожарным, спасателям, медикам. Те, в свою очередь, в онлайн-режиме отмечают, что приняли заявку к исполнению. По адресу выезжают полицейские, медики или спасатели.

Сейчас в диспетчерской службе Казани работают 42 человека. Кроме Татарстана в пилотном режиме служба 112 работала в Курской, Астраханской и других областях. Именно на примере этих регионов, создается единая служба спасения по всей России.

Служба «112» в Татарстане работает в связке с системой «ГЛОНАСС», позволяющей отслеживать местонахождение происшествия, а также ближайшего к нему экипажа скорой помощи, полиции или пожарной части. Сейчас идет отработка механизма определения местонахождения абонента, позвонившего на 112.

Поднялась температура, загорелась постройка, соседи разбушевались, трубу прорвало или просто захлопнулась дверь квартиры, нужно снять кошку с дерева, узнать номер дежурной больницы - номер «112» набирают при любой ситуации.

Две тысячи звонков в день

Ежедневно дежурно-диспетчерская служба принимает около двух тысяч звонков из Казани и ближайших поселков. Статистика по республике показывает, что 65% из всех поступивших звонков - непрофильные и не требуют экстренного реагирования. 47% обратившихся нужна помощь медиков, 35% звонков - по линии правоохранительных органов, 15% людей нуждаются в помощи МЧС, 3% нужны службы газа и ЖКХ.

В системе имеется возможность приема sms-сообщений по номеру «112». Но за все время функционирования системы было получено всего 14 135 sms-сообщений. Очевидно, что в экстренной ситуации люди предпочитают личное общение с операторами.

Пиковая нагрузка на операторов приходится на пятницу, субботу, праздничные и предпраздничные дни с 19:00 до 1:00 ночи (до 200 звонков в час и более). Наибольшее количество звонков поступает в марте: весной увеличивается число людей, пытающихся совершить попытки самоубийства.

«В таких случаях операторы работают очень осторожно, спокойно выясняя, где человек находится, заполняют заявку, а человека держат на проводе, пока службы не подъедут по адресу», - поясняет Рустэм Яхин.

Нужно сказать, что зимой и весной увеличение количества обращений связано со сложными погодными условиями: снежные заносы, подтопление паводковыми водами.

«От нашей работы зависят жизни людей»

Около стола 45-летней Резеды Садыковой висят различные подсказки. На одном листочке список поселков, куда из Казани выезжают машины скорой помощи, на другом -телефоны экстренных служб районов Татарстана.

«Тяжелее всего, когда звонят люди, у которых кто-то умер, - говорит женщина. - Тяжело сохранять спокойствие, когда слышишь плач матери, у которой погиб ребенок в катастрофе. После окончания рабочего дня, стараешься абстрагироваться».

На работу в диспетчерскую службу берут людей только с высшим образованием и со знанием одного из пяти иностранных языков - английского, немецкого, испанского, французского или китайского. Перед тем как начать принимать звонки, каждый новобранец проходит обучение: постигает основы психологии, медицины, учится задавать уточняющие вопросы. В процессе работы они регулярно проходят аттестацию.

Наблюдая за действиями диспетчера, понимаешь, что работа требует максимальной ответственности и стрессоустойчивости.

«На 50% жизнь людей зависит от скорости и слаженности наших действий, - говорят девушки-операторы. - Чем быстрее сигнал тревоги поступит в скорую, к пожарным или спасателям, тем скорее они окажут помощь».