Новый набор кистей из архива нужно положить в каталог.

  • Дата: 08.03.2024

Программа для рисования Krita - это очень популярный графический редактор с открытым исходным кодом. В отличие от Inkscape, это не векторный редактор, а растровый и предназначен он, в первую очередь, не для редактирования и правки фото, а именно рисования собственных изображений с нуля.

Основной разработчик Krita - Баудевейн Ремпт, взялся за разработку своей программы из-за того, что его не устраивали все существовавшие на тот момент продукты, и получилось что-то действительно стоящее. Сейчас программа содержит множество кистей и позволяет нарисовать все что угодно. В этой статье мы рассмотрим как пользоваться Krita, что вы можете сделать с помощью этой программы, а также основные ее инструменты.

Перед тем как перейти к использованию Krita, необходимо установить этот графический редактор. Это очень популярная программа и не только среди художников, поэтому вы можете получить ее очень просто. В Ubuntu программу можно установить из официальных репозиториев:

sudo apt install krita

В Red Hat и CentOS команда будет немного отличаться, но сути это не меняет:

sudo yum install krita

Если вы хотите установить Krita в Windows, а это тоже возможно, то вам нужно скачать файл установщика из официального сайта. Пока мы не подошли к подробностям, вы можете посмотреть видео с обзором возможностей Krita от одного из разработчиков:

Как пользоваться Krita?

Сразу нужно заметить, что рисовать мышью вам будет не совсем удобно, так как большинство художников используют для рисования специальный графический планшет, который позволяет учитывать не только направление движения, но и силу нажатия. Дальше мы рассмотрим как пользоваться Krita.

1. Интерфейс

Программа написана на Qt, но ее интерфейс выглядит нетипичным для таких приложений. Окно программы темное и чем-то напоминает Photoshop:

Для простоты работы давайте разделим окно на несколько областей и разберем зачем нужна каждая из них:

  • Меню программы - находится в самом верху окна, здесь содержаться опции для обработки документов;
  • Верхняя панель инструментов - сразу под меню находится панель инструментов, на которой вы можете настроить палитру, градиенты, текстуры, а также некоторые параметры кистей;
  • Панель инструментов - находится по левому краю окна, здесь вы можете выбрать кисть для рисования;
  • Рабочая область - здесь будет отображено, непосредственно, ваше изображение;
  • Настройки кисти и слоев - область справа от рабочей области, позволяет менять различные настройки кисти;
  • Статус бар - находится в самом низу окна, здесь отображается масштаб и прогресс рисования фигур.

2. Создание холста

Вы не можете приступить к рисованию сразу после запуска программы. Сначала вам нужно создать холст нужного размера с нужным заполнением. Для этого откройте меню "Файл" и выберите пункт "Создать" :

В открывшемся окне необходимо выбрать один из шаблонов или указать ширину, высоту и цвет фона вручную:

Также можно выбирать прозрачные текстуры для рисования:

3. Использование кистей

Основа рисования в Krita - это использование различных кистей и их форм для составления различного вида фигур. На панели инструментов слева вы можете выбрать любой инструмент рисования. Здесь доступны линии, перо, прямоугольники, овалы, ломанные линии и другое:

Но нарисованы они могут быть по-разному. Кисти, которыми будет выполняться рисование можно выбрать на панели справа. Вы можете выбрать обычное рисование линии, закругление, различные штрихи и улучшения, точки, размытие и даже эффект огня. Поэкспериментируйте с кистями. Здесь есть очень много чего интересного:

Здесь же можно подобрать цвет. Наиболее часто используемые кисти можно выбрать на колесике, которое появляется при нажатии правой кнопки мыши:

Размер кисти можно выбрать на панели инструментов над рабочей областью. Здесь же можно выбрать непрозрачность при рисовании. Экспериментируйте с различными кистями и их размерами и комбинацией. Вы можете сделать все что захотите. Я нарисовал такую простенькую картинку за несколько минут:

Что это? Шляпа? Нет, это удав, который съел слона 🙂

4. Слои

Слои - это такая полезная вещь, с помощью которой вы можете группировать объекты на изображении и выполнять над ними различные действия независимо друг от друга, смотреть как изображение будет выглядеть без этих объектов или модифицировать их в любое время. В Krita слои реализованы намного лучше чем в Gimp. Здесь существует несколько типов слоев.

Вы можете создать слой из меню "Слой" - "Создать" :

Управлять доступными слоями вы можете на панели справа. Только здесь нужно переключиться на вкладку слои. После выбора активного слоя все действия будут выполняться только на нем. Например, если мы добавим надпись, она отобразится уже на новом слое.

5. Фильтры Krita

В плане фильтров программа для рисования krita тоже не уступает Gimp. С помощью меню "Фильтры" вы можете выбрать один из поддерживаемых фильтров для улучшения вашего рисунка. Например, можно выбрать различные художественные фильтры для подражания работе кистью и красками:

Или использовать фильтры размытия и коррекции цветов.

6. Сохранение результата

Последнее, что нужно сделать после работы в программе, это сохранить то, что у вас получилось. По умолчанию программа сохраняет результат работы в формате *.kra:

Необходимо открыть меню "Файл" и выбрать "Сохранить" . Затем выберите папку для сохранения:

В окне выбора папки вы можете также изменить формат, на более привычный для других программ, такой как jpeg или png:

В только что вышедшем релизе Krita 2.9 был реализован один из проектов, выполенных в рамках Google Summer of Code 2014, над которым работал студент из Индии Мохит Гоял (Mohit Goyal). Это был достаточно сложный проект, поэтому предлагаем Вам краткое руководство по использованию новых функций: черновые профили кистей, заблокированные настройки и накопительная отмена!

Черновые профили кистей

Это давно ожидаемая функция, реализовать которую просили много пользователей: она позволяет Крите запоминать небольшие изменения профилей кистей без необходимости переписывать оригинал. Эту функцию можно активировать в окне настроек кисти, отметив «Временно сохранять изменения в профили» (Temporarily Save Tweaks To Presets ).

Затем выбрать профиль.

Теперь, если Вы измените какой-либо параметр, например, непрозрачность, Krita сделает этот профиль черновым. Вы можете определить, является ли профиль черновым по маленькому значку плюса на иконке профиля.

Чтобы вернуть первоначальные настройки, нажмите кнопку “Восстановить исходный профиль” (Reload Original Preset ).

Заблокированные настройки кисти

Второй по популярности была возможность заблокировать группу настроек кисти (например, непрозрачность, наконечник кисти или даже текстуру), чтобы они были активны, вне зависимости от того, какой профиль выбран.

Чтобы активировать её, нажмите правой кнопкой мыши на замочек рядом с параметром. Затем выберите «Заблокировать».

Теперь параметр не будет сбрасываться каждый раз, когда Вы выбираете новый профиль.

Эта функция может быть использована, чтобы, например, сохранить одну текстуру для всех профилей.

Настройки можно разблокировать, снова щелкнув правой кнопкой мыши на значок блокировки.

Есть два варианта разблокировки:

  • Разблокировать (восстановить настройки из профиля) (Unlock (restore settings from preset) ) - эта опция позволяет сбросить настройки заблокированного параметра и скопировать их у активного профиля. Таким образом, если текущий профиль кисти не имел текстуры, то при использовании этой опции кисть снова окажется без текстуры.
  • Разблокировать (сохранить текущие настройки) (Unlock (keep current settings) ) - эта опция позволяет сохранить настройки параметра, хотя он и разблокирован. Профиль сразу станет “черновым”

Наконец, последнее нововведение от Мохита

Накопительная отмена

Сгруппированные действия отмены позволяют объединять несколько действий отмены в одно. Это может быть полезно, если делаете много маленьких штрихов или хотите более экономно расходовать память.

Накопительная отмена активируется через панель “Журнал действий” (Undo History). Щёлкните правой кнопкой мыши по элементу для ее включения.

После этого накопительную отмену можно настроить, ещё раз щёлкнув правой кнопкой мыши по действию отмены.

  • Время начала объединения - время в секундах, на протяжении которого все штрихи будут объединяться в одну группу. Таким образом, если установлено время в пять секунд, то все штрихи, выполненные за эти пять секунд, Krita будет объединять
  • Время группирования - время между штрихами, необходимое, чтобы Krita считала следующий штрих частью новой группы. Таким образом, если установлено время в одну секунду, Krita поместит штрихи, сделанные более чем через 1 секунду, в новую группу
  • Разделять штрихи - минимальное количество последних штрихов, которые можно отменить, при этом не объединяя их. Если установлено значение 3, и сделать пять штрихов, только два первых будут объединены

Отключить эту функцию можно, щелкнув правой кнопкой мыши по действию отмены, и выключив её.

Теперь можно отменять большее количество штрихов! в истории отмен сгруппированные действия отмены будут иметь пометку «Объединённые» после названия.

Чтобы сразу заинтересовать читателя этим продуктом СПО (свободного программного обеспечения) озвучу побудительный мотив основного разработчика программы Баудевейна Ремпта, голландского инженера-программиста, всю сознательную жизнь увлекающегося изобразительным искусством. Так вот, он был неудовлетворен тем, что в начале двухтысячных годов не было еще достойного бесплатного конкурента проприетарным (платным) графическим редакторам. Его также не удовлетворял принципиальный подход к рисованию в таких приложениях как Adobe Photoshop, Corel Painter и GIMP. И Баудевейн решил написать свою программу. Правда, потом присоединился к существующему проекту. И работа над Krita в 2002 году закипела с новой силой и новым подходом. Что же получилось? А получилось очень удачное решение для художников и фотографов.

Особенности

Кисти . Сам по себе этот инструмент типичен для любой программы рисования. В Крите очень много кистей, имитирующих инструменты художника, в том числе оригинальных только для этой программы кистей. Суперфункциональное окно выбора, настройки и создания кистей. В этом окне все кисти сгруппированы по назначению, очень много регулировок... и, что самое приятное, есть область для эксперимента, в которой можно порисовать кистью с только что измененными параметрами, не загрязняя рабочий холст. Есть спецкисти для смешивания цветов - в их названии присутствует суффикс Mix. Есть кисти, зависящие от скорости движения, от нажима... Ластик также представлен в виде кисти.
Слои . С различными вариантами наложения друг на друга. Слои могут быть растровые, векторные, слои-фильтры... Поддерживается вложенность слоев в папки. Прозрачность слоя легко регулируется.
Цвет . Встроенная система управления цветом, поддерживает преобразование цветового пространства, RGB, CMYK и L*A*B, и т.д.
Создание фонов . Создание изображений для фонов интернет-страниц или рабочих столов. Просто нажмите клавишу [W] и ваш холст будет размножен по рабочему окну (только в качестве вспомогательной визуализации). Теперь, проводя линию вправо-вверх наискосок за границы рисунка, линия будет появляться слева-внизу и ваша задача сведется лишь к тому, чтобы конец линии плавно лег на ее начало. К слову, на нашем сайте есть удобная программа Pattern Maker для создания фонов, которая работает прямо в браузере.
Трансформации . Очень удобный и функциональный инструмент для издевательства над вашим изображением. Узлы деформации можно создавать самому.
Маски и альфа-каналы . Поддерживаются. С их помощью можно гибко отображать только нужные участки изображения (маски) или нужный диапазон цвета (альфа-каналы), не подвергая изменениям само изображение.
Быстрое меню . По правой кнопкой мыши - быстрый доступ к цветовому колесу, истории цвета и любимым кистям.
Dockers . Панели инструментов настраиваются и по списку вкладок, и по наличию функциональных кнопок. Можно перетаскивать вкладки/панели и скрывать. Тут сразу подскажу, что всегда полезная вкладка Tool Options, на которой находятся настройки активного инструмента, по умолчанию расположена в нижнем правом окне рядом со вкладками слоев и кистей.
Анимация . В программе можно создать покадровую анимацию, если выбрать рабочее пространство Animation по кнопке, расположенной в верхнем правом углу. После этого внизу появится шкала времени, на которой будут располагаться ваши кадры. Посмотрите справку по работе с анимацией по этой ссылке .
Файлы . Широкая поддержка форматов графических файлов, в том числе GIMP, Adobe Photoshop, RAW.
Макросы . Можно записать последовательность действий и сохранить этот сценарий обработки изображения для повторного использования в других изображениях. В Photoshop с макросами работать, прочем, удобнее.
Автосохранение . Частота срабатывания регулируется в настройках программы.
Кросс-платформенность . Работает в различных дистрибутивах GNU/Linux, FreeBSD, Windows и Mac OSX.
Сетевое хранилище . Прямо из программы можно обратиться за ресурсами, такими как кисти, градиенты, текстуры и др., созданными другими пользователями.

Скриншоты

Общие впечатления

При первом знакомстве с самой программой (рисование, обработка фото, создание фона) и с ее разработчиками (чтение интервью с ними), она произвела серьезное впечатление. Пользователи, ищущие бесплатную замену Photoshop, безусловно, будут выбирать между Krita и GIMP. С эстетической точки зрения Krita выигрывает. И набор кистей Криты людям с художественным вкусом понравится больше чем в Гимпе. Еще выбор программы зависит от задачи. Опыт показывает, что целесообразно в своем арсенале иметь несколько однотипных программ, потому что в каждой из них найдется фича, реализованная лучше, чем у конкурентов. Вообще, Krita часто позиционируется как программа для художников, работающих с графическими планшетами. Программа пользуется авторитетом в среде профессиональных игровых художников.
Если говорить о замеченных недостатках, то Krita мне кажется тяжеловесной программой: запускается дольше даже, чем Фотошоп, а один раз зависла после получасовой работы с ней.

Скачать

Для скачивания ниже по ссылкам предлагается как инсталляционный пакет последней версии Криты, так и портабельные версии. Вообще, от большинства других программ, устанавливающихся в среде Windows посредством инсталляции, портабельную версию Криты сделать очень легко. Сначала инсталлируйте её на свой компьютер. Потом в папке "Program files" найдите папку с программой и скопируйте ее в другое место, например, на флешку. Она будет запускаться и с флешки, и после копирование с флешки на другом компьютере. Исполняемый файл, который отвечает за старт программы <папка программы>\bin\krita.exe .


Растровый графический редактор, являющийся частью офисного пакета Calligra / KOffice . Несмотря на первоначальную ориентацию проекта на создание изображений с нуля, в редакторе имеются все самые необходимые вещи, которые могут пригодиться при обработке фотографий, имеется собственный RAW-конвертор , есть инструменты изменения перспективы, кадрирования, сложной деформации изображений и многое другое.

В сентябре 2013 года вышел второй учебный видео-курс для Krita (Muses: Krita Training DVD volume II) . Видео-курс создан Рамоном Мирандой , который наряду с Давидом Ревуа и несколькими другими профессиональными художниками внесён весомый вклад в продвижении Krita как серьёзного инструмента для цифровой живописи.

Учебный видео-курс по Krita длится почти пять часов и состоит из трёх частей:

1. Знакомство с интерфейсом и его настройка

2. Знакомство с кистевыми движками, слоями и режимами смешивания

3. Техники создания эскизов, раскраски и прочее...

DVD курс распространяется по цене 32,50 € (включая пересылку) , продажа видео-курса является частью стратегии фонда Krita по привлечению средств для финансирования разработки приложения. В ходе работы над курсом автором был подготовлен новый пакет кистей и предустановрк для графического редактора Krita (The Muses Preset Pack) .

Стандартный набор кистей Krita :

Новый набор кистей из архива нужно положить в каталог:

~/.kde4/share/apps/krita/

Набор кистей в Krita после добавления:

Несколько рисунков из галереи видео-курса :

Программа для рисования Krita - это очень популярный графический редактор. В отличие от Inkscape, это не векторный редактор, а растровый и предназначен он, в первую очередь, не для редактирования и правки фото, а именно рисования собственных изображений с нуля.

Основной разработчик Krita - Баудевейн Ремпт, взялся за разработку своей программы из-за того, что его не устраивали все существовавшие на тот момент продукты, и получилось что-то действительно стоящее. Сейчас программа содержит множество кистей и позволяет нарисовать все что угодно.

Установка Krita

Перед тем как перейти к использованию Krita, необходимо установить этот графический редактор. Это очень популярная программа и не только среди художников, поэтому вы можете получить ее очень просто. В Ubuntu программу можно установить из официальных репозиториев:

sudo apt install krita

В Red Hat и CentOS команда будет немного отличаться, но сути это не меняет:

sudo yum install krita

Если вы хотите установить Krita в Windows, а это тоже возможно, то вам нужно скачать файл установщика из официального сайта. Пока мы не подошли к подробностям, вы можете посмотреть видео с обзором возможностей Krita от одного из разработчиков:

Как пользоваться Krita?

Сразу нужно заметить, что рисовать мышью вам будет не совсем удобно, так как большинство художников используют для рисования специальный графический планшет, который позволяет учитывать не только направление движения, но и силу нажатия. Дальше мы рассмотрим как пользоваться Krita.

1. Интерфейс

Программа написана на Qt, но ее интерфейс выглядит нетипичным для таких приложений. Окно программы темное и чем-то напоминает Photoshop:

Для простоты работы давайте разделим окно на несколько областей и разберем зачем нужна каждая из них:

  • Меню программы - находится в самом верху окна, здесь содержаться опции для обработки документов;
  • Верхняя панель инструментов - сразу под меню находится панель инструментов, на которой вы можете настроить палитру, градиенты, текстуры, а также некоторые параметры кистей;
  • Панель инструментов - находится по левому краю окна, здесь вы можете выбрать кисть для рисования;
  • Рабочая область - здесь будет отображено, непосредственно, ваше изображение;
  • Настройки кисти и слоев - область справа от рабочей области, позволяет менять различные настройки кисти;
  • Статус бар - находится в самом низу окна, здесь отображается масштаб и прогресс рисования фигур.

2. Создание холста

Вы не можете приступить к рисованию сразу после запуска программы. Сначала вам нужно создать холст нужного размера с нужным заполнением. Для этого откройте меню «Файл» и выберите пункт «Создать» :

В открывшемся окне необходимо выбрать один из шаблонов или указать ширину, высоту и цвет фона вручную:

Также можно выбирать прозрачные текстуры для рисования:

3. Использование кистей

Основа рисования в Krita - это использование различных кистей и их форм для составления различного вида фигур. На панели инструментов слева вы можете выбрать любой инструмент рисования. Здесь доступны линии, перо, прямоугольники, овалы, ломанные линии и другое:

Но нарисованы они могут быть по-разному. Кисти, которыми будет выполняться рисование можно выбрать на панели справа. Вы можете выбрать обычное рисование линии, закругление, различные штрихи и улучшения, точки, размытие и даже эффект огня. Поэкспериментируйте с кистями. Здесь есть очень много чего интересного:

Здесь же можно подобрать цвет. Наиболее часто используемые кисти можно выбрать на колесике, которое появляется при нажатии правой кнопки мыши:

Размер кисти можно выбрать на панели инструментов над рабочей областью. Здесь же можно выбрать непрозрачность при рисовании. Экспериментируйте с различными кистями и их размерами и комбинацией. Вы можете сделать все что захотите. Я нарисовал такую простенькую картинку за несколько минут:

Что это? Шляпа? Нет, это удав, который съел слона?

4. Слои

Слои - это такая полезная вещь, с помощью которой вы можете группировать объекты на изображении и выполнять над ними различные действия независимо друг от друга, смотреть как изображение будет выглядеть без этих объектов или модифицировать их в любое время. В Krita слои реализованы намного лучше чем в Gimp. Здесь существует несколько типов слоев.

Вы можете создать слой из меню «Слой» - «Создать» :

Управлять доступными слоями вы можете на панели справа. Только здесь нужно переключиться на вкладку слои. После выбора активного слоя все действия будут выполняться только на нем. Например, если мы добавим надпись, она отобразится уже на новом слое.

5. Фильтры Krita

В плане фильтров программа для рисования krita тоже не уступает Gimp. С помощью меню «Фильтры» вы можете выбрать один из поддерживаемых фильтров для улучшения вашего рисунка. Например, можно выбрать различные художественные фильтры для подражания работе кистью и красками:

Или использовать фильтры размытия и коррекции цветов.

6. Сохранение результата

Последнее, что нужно сделать после работы в программе, это сохранить то, что у вас получилось. По умолчанию программа сохраняет результат работы в формате *.kra:

Необходимо открыть меню «Файл» и выбрать «Сохранить» . Затем выберите папку для сохранения:

В окне выбора папки вы можете также изменить формат, на более привычный для других программ, такой как jpeg или png:

Готово, теперь вы знаете в общих чертах как пользоваться программой Krita.